ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ ВТОРОЙ ВРЕД ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О первом вреде давным-давно написал Василий Розанов: великая русская литература высмеивала, нарочито опошляла, оглупляла, обливала презрением и даже ненавистью самые, казалось бы, позитивные, самые важные и нужные для общества фигуры. Никому так не доставалось в русской литературе, как чиновнику, офицеру, купцу, лавочнику (т.е. предпринимателю), просто добропорядочному трудолюбивому обывателю и семьянину. Бесконечные Фамусовы и Скалозубы, Вараввины и Тарелкины, всяческие Кит Китычи и Квашнины, Кабанихи и Бессеменовы. То есть, по мнению Розанова, русская литература расшатала русское общество, лишила его моральных опор. *** Но тут вдруг возникла мысль о втором вреде. Один мой знакомый литератор написал: «Любопытно, что многие люди, которые кажутся или хотят казаться святыми, благотворителями, филантропами на самом деле скрывают какую-нибудь мелкую подлую страсть, чаще всего что-нибудь совершенно препошлейшее… А те, кто бравирует своим цинизмом, жадностью, подлостью – чаще всего скрывают под ними самый что ни на есть идеализм. Почему так?» *** Полагаю, что на самом деле это вовсе на так. Полагаю, что это особый стиль культуры – который литература навязала жизни. Дело в том, что русская литература, начиная с Достоевского, строится на «обратных общих местах» (выражение Тургенева). Если вор – значит, на самом деле честный. Если проститутка – чистая благородная душа. Скандалист и дурак – пылкое нежное сердце. Даже Льва Толстого это не миновало: серийный убийца Степан из «Фальшивого купона» оказывается самым светлым («внутри», разумеется) персонажем этой повести. В чем же вред? Как заметила другая моя знакомая, «влияние великой русской литературы заставляет нас предполагать в циниках и вообще в негодяях – чистую душу. А она там есть не всегда». Ох, не всегда! Вот это предположение, что каждая в прямом и особенно в переносном смысле блядь – «чистое израненное сердце», что каждый вор, взяточник, мошенник, тиран домашний или государственный, или даже палач – «в глубине своей души хороший человек, который мучается от того зла, которое он принес людям…» – вот эта литературность – разоружает нас в столкновении со всякой сволочью. Вместо того, чтобы дать отпор, мы начинаем «понимать и прощать». А сволочи только того и надо. Apr 14 at 10:02